Приложение №1

к постановлению Избирательной комиссии Ростовской области 

от 08 февраля 2013 г. №18-9

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об областной олимпиаде

среди учащихся общеобразовательных учреждений

по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву
в 2013 году

 

1.    Общие положения

1.1.   Избирательная комиссия Ростовской области совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области проводит с февраля по май 2013 года олимпиаду среди учащихся общеобразовательных учреждений Ростовской области по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву.

1.2. Главной целью олимпиады является правовое просвещение учащихся общеобразовательных учреждений в области избирательного права и избирательного процесса, формирование у них активной гражданской позиции, социальной компетентности, а также совершенствование их познавательной, творческой, коммуникативной деятельности, воспитания у школьников чувства гражданской ответственности, патриотизма.

 

2.    Условия участия в олимпиаде

 

2.1 Учащиеся должны в письменной форме ответить на предлагаемые вопросы для трех возрастных групп: 6-7-е классы, 8-9-е классы и 10-11-е классы (приложение).

2.2 Ответ на один вопрос не должен превышать объема в 1 страницу, а вся работа – 25 страниц с учетом эссе.

2.3 Работа должна быть представлена на конкурс в напечатанном (кегль 14; межстрочный интервал — полуторный; поля: слева и снизу – 2,5 см, справа и сверху - 2 см). Работы с превышением допустимого объема или с нарушением правил оформления отстраняются от участия в олимпиаде.

Работа может быть представлена также в электронном виде на компакт-диске.

2.4.     На титульном листе работы должны быть указаны следующие данные:

-              наименование образовательного учреждения, его почтовый адрес и телефон;

-              данные об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;

-              домашний адрес автора с указанием почтового индекса и телефон;

-              фамилия, имя, отчество преподавателя, оказавшего консультативную и
методическую помощь учащемуся в работе.

2.5 В случае представления работы в электронном виде, указанная информация должна быть приложена к компакт-диску в напечатанном виде.

 

3.                Порядок проведения олимпиады

 

3.1 Для подведения итогов олимпиады создается Конкурсная комиссия, в состав которой входят представители Избирательной комиссии Ростовской области, министерства общего и профессионального образования Ростовской области, специалисты в области правового и гражданского образования, истории и обществознания.

3.2 Олимпиада проводится в два этапа (формы: очная и заочная).

 

3.3 Первый этап - заочный. Работы участников до 20 апреля 2013 г. (по штемпелю) направляются в Избирательную комиссию Ростовской области (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112) для рассмотрения и оценки Конкурсной комиссией.

3.4.  Поступившие на первый этап работы рассматриваются по следующим критериям:

-                   обоснованность ответа,

-                   аргументированность,

-                   подтверждение собственных мыслей примерами из истории и/или современной жизни,

-                   точность ответа (не следует выходить за рамки поставленного вопроса),

-                   логическая последовательность,

-                   оригинальность мышления и оформления ответа,

-                   научность, широта знаний (не только в области обществознания, но и в других дисциплинах),

-                   умение выделять главное, делать выводы; умение анализировать и сравнивать документы,

-                   видение сути проблемы,

-                   отделение фактов от субъективного мнения,

-                   видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы.

3.5 Конкурсной комиссией до 30 апреля 2013 г. проводится отбор лучших работ, авторы которых и их педагоги будут приглашены на второй этап.

3.6 Второй этап - очный, состоится в мае 2013 г. в г. Ростове-на-Дону. Победители первого этапа примут участие в обсуждении проблемных вопросов правоведения, будут участвовать в ролевых играх, интеллектуальных правовых конкурсах.

 

4.                Подведение итогов олимпиады

 

4.1 Итоги олимпиады подводит Конкурсная комиссия.

4.2 Конкурсная комиссия по окончании мероприятий второго этапа олимпиады подводит итоги олимпиады и открытым голосованием определяет победителей. Решение Конкурсной комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.

4.3 Победители олимпиады награждаются дипломами Избирательной комиссии Ростовской области и министерства общего и профессионального образования Ростовской области соответствующей степени и призами.

4.7 Кандидатуры победителей конкурса, занявших первые места в возрастной группе «8-9 классы» и в возрастной группе «10-11 классы» могут быть выдвинуты на присуждение премии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи».

 

 

Приложение

к Положению о проведении областной

олимпиады среди учащихся

общеобразовательных учреждений

по граждановедческим дисциплинам

и избирательному праву в 2013 году

 

 

Вопросы для первого (заочного) тура областной олимпиады

по граждановедению и избирательному праву

 

6-7-е классы

 

Избирательное право

1. Какие цензы могут существовать в избирательных системах различных стран? Что вы знаете об избирательных цензах современной России?

2. Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. Как этого можно добиться?

3. Почему установлены возрастные барьеры для депутатов?

4. Чего следует избегать в предвыборной агитации?

5. Какую роль играет гласность в ходе избирательной кампании?

Конституция и государство

1. Как преамбула Конституции описывает наше общество?

2. По Конституции Российской Федерации Россия является суверенным государством. В чем заключается суверенитет государства?

3. Почему для Конституции установлен сложный порядок изменения?

4. Какова процедура принятия федеральных законов в России?

5.Должны ли органы исполнительной власти субъектов федерации непосредственно подчиняться федеральному правительству? Почему?

Права человека

1. Является ли соблюдение прав человека внутренним делом каждой страны?

2. Что такое «второе поколение прав человека»?

3. Нужно ли легализовать эвтаназию? Обоснуйте свой ответ.

4.Что такое феминизм?

5. Является ли право на жизнь абсолютным?

Демократия и гражданственность

 

1.Как вы понимаете служение обществу?

2.Что значит уважать права и мнение меньшинства?

3.Каково значение посещения исторических мест для воспитания гражданственности

4. Почему в демократическом обществе разрешено все, что не запрещено законом? Ответ обоснуйте.

5.Что эффективнее: демократия или авторитаризм?

Эссе

Если бы вам предложили стать депутатом Законодательного Собрания Ростовской области или членом Правительства, что бы вы выбрали? Почему?

 

8-9-е классы

Демократия и гражданское общество

1. Каково значение неправительственных организаций (НПО) для укрепления гражданского общества. Должна ли быть введена обязанность для каждого жителя отработать 1-2 дня в месяц для решения местных проблем?

2.Назовите три самых важных проблемы в Ростовской области. Как вы можете помочь в решении этих проблем?

3. Зависит ли уровень демократии от количества политических партий? Ответ аргументируйте.

4. Что такое лоббизм? Есть ли страны, в которых он узаконен? Присоединяетесь ли вы к мнению политиков, говорящих о необходимости узаконивания лоббизма в России?

5. Чем различается роль силовых структур в демократическом и тоталитарном государстве

Права человека

1. Обоснуйте связь гражданских и политических прав и приведите примеры, доказывающие эту связь.

2. Какие из гражданских прав вы считаете самыми важными? Обоснуйте свой выбор.

3. Почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признает ее за ними?

4. Можно ли нарушить ст. 3  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ситуации массовой угрозы жизни людей?

5. Для чего нужен Уполномоченный по правам человека субъектов федерации? Что вы знаете об институте  Уполномоченного по правам человека в Ростовской области?

Конституция и государство

 

1.Для чего создаются Конституционные (уставные)  суды в субъектах  РФ.

2. Является ли современная Россия социальным государством? Как это закреплено в Конституции Российской Федерации? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Что называют основами конституционного строя? Каковы основы конституционного строя в Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации?

4. Какую главную ценность провозгласила Конституция Российской Федерации? Как это реализуется в жизни государства и общества?

5. Какие способы выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов существуют? Какой из этих способов используется в Ростовской области?

Выборы

1. Какова роль политической культуры в избирательном процессе?

2. Какие органы власти в современной России являются представительными? Чьи интересы они могут представлять? Почему?

 3. Какая из двух избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная – справедливее? Какая избирательная система используется в Ростовской области?

 4. Нужно ли ввести правило об отзыве депутата? Обоснуйте ответ.

 5. Избирательное право - важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?

Эссе

Как влияет уровень правового сознания на ход и результаты выборов?

10-11-е классы

Демократия и гражданское общество

1. Почему не все страны мира избирают путь демократического развития?

2. Как соотносятся гражданское общество и государство?

3. Если демократия предполагает решение вопросов большинством голосов, то не является ли она диктатурой большинства?

4.  Какова роль Конституции Российской Федерации 1993 года в переходе России к демократической модели развития?

5. Надо ли выполнять закон, если он противоречит личному пониманию справедливости и права?

Права человека

1. Как вы понимаете право на неприкосновенность частной жизни? Приведите примеры.

2.Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

3. Что Вы знаете об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Ростовской области?

4. Какие правозащитные организации России и Ростовской области вы знаете и какова их роль в жизни страны?

5. Какими способами можно отстаивать свои права?

 

Конституция и государство

1. Как в Конституции РФ отражается принцип уважения многообразия?

2. О чем должно заботиться государство в первую очередь? Почему?

3. Чем объяснить наличие республик (государств – субъектов РФ) внутри республики (Российской Федерации), если учесть, что Россия – федерация, а не конфедерация?

4. Что вы знаете о деятельности органов законодательной власти в Ростовской области?

5. Что такое взаимная ответственность между гражданами и государством?

 

Выборы

1. Какими законами определяется порядок выборов в России и Ростовской области?

2. Какими знаниями и умениями должен обладать избиратель в современном обществе?

3. Шансы каких политических сил представляются вам наиболее высокими на победу в предстоящих в 2013 г. Выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области? Почему?

4. Каково ваше отношение к выборам депутатов по партийным спискам?

5. Какую информацию о кандидатах должен знать избиратель, по вашему мнению?

Эссе

Являются ли выборы средством справедливого решения политических вопросов сегодня? Почему?